[Греч. Μακρόβιος καὶ Γορδιανός] (1-я четв. IV в.), мученики Новодунские (пам. 13 сент.). Пострадали во время гонений на христиан при имп. Лицинии (308-324). Согласно сказанию из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.), М. происходил из Каппадокии, Г.- из Пафлагонии, оба были очень красивыми и благочестивыми юношами. Они прислуживали во дворце Лициния за трапезой. Император лично пытался убедить любимых слуг отречься от Христа, но, не добившись этого, приказал арестовать М. и Г. и отправить в Скифию (рим. пров. М. Скифия, ныне Добруджа, Румыния и Сев. Болгария), в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния), где они приняли мученическую кончину, вероятно, вместе с Илией, Лукианом, Зотиком и Валерианом, мучениками Томскими (Кюстенджийскими), чья память приходится на тот же день; М. и Г. были заживо преданы огню (раньше остальных), Илия, Зотик и Лукиан усечены мечом, а Валериан скончался от скорби на их могиле.
В греч. и зап. агиографических сборниках имена М. и Г. не всегда приводятся вместе. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память Г. соединена с памятью мч. Селевка и приводится посвященное им двустишие, отдельное двустишие посвящено М. Архиеп. Сергий (Спасский) помещает в Месяцеслове сведения стишных Прологов, согласно которым М. и Г. пострадали в Галатии вместе с Селевком (все трое были отданы на растерзание зверям); по мнению архиеп. Сергия, в Галатии пострадал один Селевк, а имена М. и Г. были присоединены к нему по ошибке (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 371-372).
В Иеронимовом Мартирологе М. упомянут дважды: 15 сент. (местом его кончины назван г. Томы) и 17 сент., причем местом мученичества назван г. Новиодун (Исакча, Румыния). В календаре РПЦ и М. и Г. названы мучениками Новодунскими. В Римском Мартирологе память М. объединена с памятью Иулиана, сщмч. Галатийского, который не имеет отношения к дружине Томских мучеников и, видимо, присутствует в сказании о М. только на основании того, что также пострадал при Лицинии.
В некоторых греческих Синаксарях к дружине Томских мучеников вместе с М. и Г. присоединены также пострадавшие в разных местах мученики Кронид, Леонтий, Серапион и Стратон.
На грузинском языке сохранилось синаксарное упоминание о М. и Г. (13 сент.), переведенное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в сб. Великий Синаксарь, к-рый дошел в рукописях XI в. в собрании Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 24/25), Иверского монастыря на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), Екатерины великомученицы монастыря на Синае (Sinait. iber. 4) и в собрании Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 269).